Общее понятие культуры

Общее понятие культуры
кратко
Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя-лась, в конечном счете сводится к производству либо материаль-ных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, .а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют куль-туру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом .человека. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общест-венного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее раз-вития тесно связаны и определяются производственными отноше-ниями, господствующими в данном обществе. Понятие материаль-ной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, кото-рые служат человеку. Материальная культура является показате-лем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логи-кой мышления и богатством языка, уровень развития материаль-ных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в "вещной" форме: книги, картины, кино, ар-хитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотруд-ничает с современным поколением и является культурой, сокрови-щами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Таким образом, культура охватывает все достижения человече-ства в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализо-ванные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении при-роды, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры; Без передачи достижений человеческой культуры от одного поко-ления другому немыслима история: ребенок начинает думать и го-ворить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего че-ловека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает куль-туру, то культура создает человека.
Культура не пассивное хранение материальных и духовных цен-ностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для социального про-фесса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенству-^ себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культу-рой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, сло-вами и мыслями.
Культура - это не только результат человеческой деятельнос-ти, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуе-мые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.
Идея ценностей. Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечи-вающее его положительное или отрицательное значение для чело-века и человечества. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а хорош, потому что мил". Таким образом, можно сказать, что ценность -" это субъективно-объектная реальность. Вот почему утверж-дая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только нравится, хоро-шим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматривает объективную ценность". Нечего и говорить о том, насколько зна-чимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.
Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколе-ние начисто отметало достижения предыдущего. В культурном на-следии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит буду-щему, от того, что уже отошло в прошлое.
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Общее понятие культуры" в других словарях:

  • Охота, общее понятие — в обширном смысле этого понятия означает страсть, направленную к добыванию и разведению некоторых видов животных, а также к усовершенствованию путем упражнения и подбора отличительных признаков их; сюда относятся конская О. (коневодство, рысистые …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Общее недоразвитие речи — (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте[1]. Термин ОНР… …   Википедия

  • Общее — Всеобщее, всеобщность есть общее для многого, противоположность единичности. Всеобщее делится на всеобщность понятий, относящихся к миру и всеобщность субъекта. Всеобщность понятий основано на общности: 1) либо признака, свойства, параметра,… …   Википедия

  • Основы православной культуры — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК)  учебный предмет, включённый Министерством образования и на …   Википедия

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России — (ранее  Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ)  учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19… …   Википедия

  • Индекс историй мертвых философов и их идей — оглавление Билеты для сдачи кандидатского экзамена по философии: Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия Философия техники …   Малый тезаурус мировой философии

  • Я (Эго, SELF) — понятие, предназначенное, во первых, для обозначения действующего, агента, актора, во вторых, для фиксации центра инициативы или сущности личности, источника ее активной деятельности, в третьих, для фиксации ментальной репрезентации личности, ее… …   Современный философский словарь

  • ДВИЖЕНИЕ — общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. В обычном опыте человека Д. противопоставляется покою. Самое простое… …   Современный философский словарь

  • Антропологическая группа — общее понятие; любое множество обследованных антропологом объектом (может соответствовать критериям выборки или не соответствовать им). Примеры: группа студентов такого то ВУЗа, группа студентов такого то курса; популяция, группа детей такого то… …   Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»